Что такое флизелин и дублерин - как пользоваться?

Рано или поздно, каждый идущий по швейному пути сталкивается с необходимостью применения в своей работе клеевых прокладочных материалов (КПМ).

Само название КПМ говорит много:

  1. Клеевые они, потому что состоят из двух слоёв, одним из которых и является клеевой. Именно этот слой с помощью горячего утюга и позволяет приклеить флизелин или дублерин к изнаночной стороне деталей нашего будущего изделия.
  2. Прокладочные они, потому что в готовом изделии они располагаются между слоями ткани. Например, скрыты в воротничках и манжетах или закрыты подкладкой, как на передней половинке жакетов.

Какие детали нужно проклеивать флизелином или дублерином?

Как правило, дублируются те детали и участки, которые подвергаются большей нагрузке в процессе носки и им надо придать жёсткость, формоустойчивость,предотвратить от растяжения, улучшить внешний вид. К ним относятся: воротники, манжеты, планки рубашек и блузок, клапаны карманов, пояса юбок и брюк, передняя часть, подгибка низа и рукавов жакетов, разные обтачки, срезы горловины и пройм.
Этот процесс называется дублированием. После проклеивания деталь состоит из двух слоёв: ткани и прокладочного материала.

В чём отличие флизелина и дублерина?

Главное, и основное отличие флизелина от дублерина в основе, на которую нанесён клеевой слой. Если клей нанесён на тканую основу это дублерин. Основой могут служить совсем тонкие ткани похожие на марлю и очень плотные х/б полотна, как, например на воротничковом дублерине. Или трикотажное полотно, и тогда это будет трикотажный дублерин, и он будет тянуться. Если же клеевой слой нанесён на нетканую основу — это флизелин. Основа здесь состоит из спрессованных волокон, различного состава и тоже может быть разной по плотности: от тонкой, похожей на папиросную бумагу, до плотной и жёсткой, почти как ватман.
На любую основу тканую и нетканую клеевой слой может быть нанесён двумя способами: сплошным (как плёнка) или точечным.

Плюсы и минусы флизелина и дублерина?

Преимущества дублерина в том, что он не рвётся, хорошо драпируется, прочный, износостойкий, практически не отклеивается и хорошо сохраняет изначальные свойства ткани. Минус флизелилин в том, что он легко рвётся, а если плотный, то легко ломается на сгибах. Если детали продублированы флизелином и не закрыты подкладкой, то в процессе носки и стирки он может разлохматиться и отклеиться. Главный же плюс флизелина — это его цена, он дешевле дублерина.

Как выбрать и кроить флизелин и дублерин?

Выбираем исходя из своих целей. Обычно чем тоньше ткань, тем тоньше КПМ и наоборот. Бывает, что нужно придать большую жёсткость деталям из тонкой ткани, тогда отдаём предпочтение более жёсткому и плотному КПМ. Если же вы сомневаетесь, какой плотности использовать, проклейте 2-3 образца ткани разной плотностью флизелином или дублерином и с закрытыми глазами (да-да это не шутка), на ощупь выбирайте тот, что вам больше нравится. Для тяжёлых, плотных (пальтовых, костюмных) тканей оптимальны прокладочные материалы с более высокой плотностью. Для тонких (лёгких шифоновых и шелковых) – всевозможные вариации флизелина. Растяжимые и эластичные полотна дублируются только прокладками на трикотажной основе.

Дублерин на тканой основе, есть кромка и легко определить направление долевой нити. Направление долевой нити совпадает с направлением на дублируемой детали. У флизелина тоже есть подобие долевой нити. В том направлении где он труднее рвётся и есть подобии долевой нити. Соответственно совмещаем это направление с долевой нитью на детали.

Как приклеить?

Размещаем деталь изделия на гладильной доске изнаночной стороной вверх. Накладываем сверху флизелин или дублерин клеевым слоем вниз. Обязательно проверьте, клеевой слой шершавый! Если вы купили КПМ без инструкции к применению, где указана температура и время выдержки утюга, то не выставляйте слишком высокую температуру на утюге. Желательно предварительно попробовать на образце ткани. Поставим утюг на край этого бутерброда и немножко постоим. Позволим клею расплавиться. Уберём утюг и посмотрим, приклеилось ли . Если нет, то увеличим время и (или) температуру. Припечатывающими движениями продвигаемся по всей детали, пока не проклеим всю площадь.

Ровные и прямые детали, такие как пояс, манжеты, можно выкроить отдельно из ткани и КПМ. А вот мелкие фигурные детали, такие как воротнички, обтачки, советуем кроить и дублировать так называемым грязным кроем. Сначала выбираете подходящий по размеру кусочек основной ткани, полностью дублируете, переносите разметку и затем выкраиваете из него нужную вам деталь. Таким образом, вы избежите деформирования детали в процессе дублирования. А как же быть с припусками? Ведь иногда советуют их не дублировать. Если пользуетесь тонким флизелин или дублерин, то можно не беспокоиться о лишней толщине, либо подрезать припуски ступенчато. А вот если взяли воротничковый дублерин, то припуски лучше не дублировать. Но и здесь есть хитрость при крое. Сначала вырезаем необходимую деталь без припусков из КПМ, укладываем на кусочек ткани, соблюдая направление долевой нити. Склеиваем утюгом детали между собой, а уже потом вырезаем деталь с припуском.

Что такое клеевые кромки?

Клеевые кромки, изготавливаются из нитепрошивного флизелина разной ширины. Обычно от 1 до 3 см.

Кромки нарезанные по долевой называются — долевые. А нарезанные под углом 45 градусов к направлению долевой нити — косые.

В основном кромки используют при пошиве верхней одежды для укрепления и предотвращения их растяжения срезов, таких как срезы пройм, горловины, края борта, места перегиба лацкана. Если вам не удалось купить готовые кромки, то можете сами нарезать их из нитепрошивного флизелина нужной ширины и направления.

Еще больше информации Вы можете получить на наших курсах шитья онлайн.

 

02.12.2020

Комментарии

Пожалуйста, оцените по 5 бальной шкале

Раз в месяц мы будем отправлять вам швейный онлайн-журнал с самыми актуальными трендами.