Когда-то в древности одеждой людям служили шкуры животных. Со временем появилась потребность в эстетическом оформлении, в красоте. С тех самых пор люди придумывали разные способы украшения одежды: окрашивание тканей, нанесение орнамента, вышивка и аппликация из драгоценных камней. Желание наносить рисунок на ткань зародилось вместе с модой.
Принт на ткани появился в период технического прогресса в 19 веке с развитием мануфактур, когда появилась возможность массового производства принтованного полотна.
Что вы выбираете чаще – однотонные ткани или принтованные? В гардеробе большинства женщин преобладают вещи одного тона, а ведь принт – это так красиво! Горошек, цветочки, полоска. Они эффектны, но требуют особого обращения при крое.
Виды принтованных полотен
Принт – это любое изображение, перенесенное на ту или иную поверхность, в нашем случае на ткань. Принтом может быть фотография, акварельный рисунок, текст – все, что угодно.
Паттерн – в текстильном дизайне это узор, орнамент, основанный на повторении одного элемента, группы элементов и целой композиции в определенном порядке. Все элементы паттерна схожи и направлены на выражение одной идеи. Паттерн является бесшовной композиций: может бесконечно «наращиваться» в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Купон – художественная композиция, ограниченная определенным размером. Как правило, купоны создаются или адаптируются под конкретный крой изделия. Типичный пример купона – шейный платок с рисунком.
Коллекция – серия изображений, выдержанных в одной теме, стиле и цветовой гамме. Как правило, в коллекции представлены один или несколько основных сюжетов.
Компаньон – паттерн или однотон, созданный в поддержку основному дизайну – более сложному, плотному и наполненному. Компаньон повторяет элементы, поддерживает стилистику и цветовую гамму основного сюжета.
Итак:
-Важно при декатировке не растянуть ткань утюгом, иначе узор, клетка, рисунок может немного сместиться.
-Мелкие детали лучше всего кроить после первой примерки, чтобы было проще подогнать рисунок.
-При раскрое нужно обязательно учитывать направление рисунка, совмещение рисунка на швах, где это возможно, а так же симметрию относительно середины изделия.
-Расход ткани в таких случаях будет больше, чем на изделие из однотонной ткани, это обязательно нужно учитывать.
-Если ткани “впритык”, то нижние воротники, подборта можно кроить из нескольких деталей, отклонения от нити основы не допускается для основных деталей!
-Карманы, клапаны, манжеты и другие мелкие детали иногда кроят под углом 45 градусов к нити основы, что создает дополнительный оптический эффект.
-Кроить из ткани в клетку лучше в один слой, так будет легче выкроить парные детали симметрично и совместить клетку по боковому шву.
Неужели любые ткани с принтами требуют стыковки рисунка? К счастью, нет! Наиболее экономичными с точки зрения затрат ткани считаются такие принтованные материалы, у рисунка на которых нет направления, ворса, оттеночности, клетки и полоски. На них можно раскладывать детали в любом направлении и даже валетом.
Основные правила при крое принтованных материалов
Начнем с ворса — при разном его направлении детали из одного и того же материала будут выглядеть совершенно по-разному. Бархат или вельвет принято кроить так, чтобы ворс располагался снизу вверх. Если вы предпочитаете другой вариант, рекомендуем приложить ткань к фигуре, и, глядя в зеркало в полный рост, оцените, как будет смотреться ворс в выбранном направлении. Если направление ворса будет снизу вверх т.е. «против шерсти», то цвет будет более насыщенный, но это зависит только от Вашего желания, главное чтобы все детали изделия были выкроены в одном направлении. С мехом такой вариант расположения деталей будет считаться неправильным, ворс должен быть направлен сверху вниз.
У рисунка с направлением важно определить, куда будет направлен рисунок – к плечевому шву или к низу изделия. Это же касается и тканей, имеющих цветовую разнооттеночность. Посмотрите на рисунок ниже. На фото элементы рисунка имеют четкое направление. Кроить такой материал без учета направления принта неверно! При этом стыковка деталей не нужна, ведь принт однородный.
Стыковка может потребоваться, если рисунок на ткани неоднородный, в разных фрагментах встречаются элементы разной величины. Особенно большой расход у ткани с крупным и ярким принтом. Такой рисунок желательно состыковать по боковым швам или по средним если они имеются. Целостный блок разбивать не нужно. Лекала располагаются таким образом, чтобы захватить всю ширину рисунка. Но в это время следует придерживаться правил кроя, то есть детали нужно разложить по долевой.
Отдельная тема для обсуждения – особенности кроя ткани с купонным принтом. Расположение принта на ткани во многом будет влиять на то, как следует разместить детали кроя на полотне. Это важно делать, ориентируясь на долевую нить, при этом расход ткани может возрасти. Связано это с тем, что нужно совмещать рисунок, сдвигая некоторые элементы относительно друг друга. При пошиве цельнокроеного изделия расход ткани не изменится. Конкретный метраж нужно определять, опираясь на особенности кроя вашего изделия. При крое такого материала нужно создавать баланс между фигурой и шириной купона на ткани. Если у вас ярко выражена талия, принт желательно расположить в нижней части изделия, обязательно наличие пояса. Широкие плечи можно скрыть аналогичным способом. Купон, переходящий в основной фон от низа изделия, и лёгкая сборка на талии – идеальный вариант в этом случае. Для типа фигуры «груша» крой будет несколько отличаться. Узор лучше расположить в верхней части изделия.
Осторожно нужно подбирать модель для полных дам. Полоса с принтом около бокового шва визуально вытянет фигуру и скроет некоторые недостатки. Не получится сшить из купонной ткани расклёшенную юбку. Изделие должно быть прямым. Чтобы создавать объём, нужно формировать складки на талии, давая при этом значительный припуск по ширине. Присборить детали можно выше или ниже. В случае пошива платья или сарафана кроится лиф, а к нему притачивается отрезная часть.
Работать с полосатыми тканями тоже непросто – продольную полоску кроим строго по долевой, полоска стыкуется по плечевому шву. Когда полоска идет поперек нити основы, выполняем раскладку и последующий раскрой так, чтобы полоски совместились в боковых и средних швах на спинке и полочке.
При работе с клеткой тоже можно подумать о совмещении рисунка, которое может оказаться сложнее, чем кажется поначалу. Клетку обязательно нужно состыковать по боковым швам, а также по среднему, если он имеется. На брюках стыкуются боковые и шаговые швы, а также шов сидения и бантовый шов. Это достаточно сложная и кропотливая работа, но она того стоит. Сразу видно, что такое изделие выполнено с душой и любовью.
Метраж материала, будет зависеть от частоты повторяемости клеток. Чем шире клетка, тем больше расход ткани. Это также зависит от модели изделия, которое вы шьете.
При работе с трикотажным полотном нужно помнить, что оно растягивается. Если изделие обтягивающего силуэта, нужно учитывать размер элементов принта и на какую фигуру кроится изделие. Располагать детали кроя на таких материалах можно и в поперечном направлении, чтобы сформировать силуэтные линии. В этом случае тянуться изделие будет в длину.